Календарь развития детей до 1 года по месяцам

Многим родителям кажется, что развитием детей до года заниматься не нужно, так как новорожденные слишком маленькие, чтобы что-то понимать. На самом деле это грубая ошибка. В этом возрасте дети, наоборот, способны усваивать огромные пласты информации; кроме того, в это время закладывается база для дальнейшего умственного, физического и психоэмоционального развития маленького человека. Формируется иммунитет, который в дальнейшем будет защищать кроху от враждебных вирусов и препятствовать возникновению болезней. Поэтому заниматься ребёнком до года не просто можно, это — необходимость. А чтобы всё сделать правильно, нужно знать, что должен уметь малыш согласно календарю развития ребенка. А точнее, когда он должен научиться садиться, ползать, ходить, говорить и приобретать другие навыки.


Первый месяц

Новорожденный ребенок

От рождения до первого месяца новорожденный проходит серьёзный период адаптации. Не меньшие трудности ожидают и его родителей, особенно мам, которые также осваиваются с новой ролью и ещё ощущают физические последствия беременности и родов. Развитие новорожденного ориентировано на привыкание. Малыш много спит. Во сне он может проводить около 20 часов каждый день. Правда, только при условии, что младенец здоров, у него ничего не болит и его не тревожит окружающая обстановка.

В период бодрствования кроха двигает руками и пытается поджать ножки, прислушивается к звукам вокруг и кричит. Крик — это его основной способ общения, поэтому молодым родителям следует быть готовыми к тому, что, если малышу что-то нужно, в доме не будет тихо. Также малыш иногда хнычет или кряхтит. Это его основные речевые реакции с рождения.

Развитие крошек основано на врожденных рефлексах.

Они могут:

  • сосать;
  • хватать;
  • искать.

Присутствуют и другие рефлексы, например моргательный, чихательный, вздрагивания, плавательный, зевоты и т. п.

Большинство из них исчезает уже через три месяца, но жизненно важные рефлексы остаются. Например, ребёнок продолжит моргать, чихать, зевать и дышать.

На первом месяце жизни ребёнка начинают беспокоить первые в его жизни кишечные колики. Это связано с изменением особенностей вскармливания, к которым пищеварительная система может не быть готовой. Чтобы снизить болезненные ощущения, малышу можно делать лёгкий массаж животика и добавить в рацион специальные препараты, естественно, посоветовавшись с доктором.

Кормить малыша нужно часто и когда он захочет. Частота кормежек — до 10 в сутки, включая «перекусы» ночью. Ориентировочно кормить ребенка нужно раз в 2 часа. Такое активное кормление позволяет малышу набрать 600–700 г веса и подрасти на 2–3 см.

Движения крохи пока хаотичны и рефлекторны. Малыш уже старается поднять головку, но удержать её ещё не может. Кулачки держит в сжатом положении и машет руками. Может подносить их к личику (рту или глазам), держа в поле зрения. Кстати, малыш может фокусировать глаза на предметах, которые неподвижны. Есть реакция на звуки поблизости.


Второй месяц

Малышу 1 месяц

Его называют периодом «оживления». Теперь ребёнок не так часто спит и появляется «улыбка». Он начинает выливать эмоции на родителей. Когда малыш не спит, он активно двигает руками и ногами, особенно общаясь со знакомыми людьми.

Ребёнок начинает немного держать голову. Лёжа на животе, кроха спокойно удерживает головку на протяжении 10–15 секунд. Поворачивает шею, чтобы подробнее видеть, что происходит вокруг. Движения получаются более скоординированными и точными. Может с бока перевернуться на спинку. Появляется комплекс оживления. Ребёнок активно приветствует маму, гулит.

Старается недолго держать погремушки. Пальчики все ещё сжимает, но уже активно исследует руки. Может сосать пальцы. Обычно в это время есть высокий риск, что малыш поцарапает себя, так как, несмотря на то что координация улучшилась, контролировать свои движения крохе пока трудно.

Спать ребёнок начинает меньше. Среднее время бодрствования — 10–15 минут в час, причём, несмотря на становление более или менее нормального режима, может проснуться посреди ночи и захотеть поиграть. И его не беспокоит, что родители в это время хотят ещё поспать. Так что взрослым нужно подстраиваться под потребности малыша, жертвуя собственным комфортом.

Вес набирает не менее активно, ведь ест много и часто. За этот месяц здоровый малыш набирает в среднем около 800 г, но может набрать и килограмм. Что касается роста, в среднем крохи вырастают ещё на три сантиметра.

Дети начинают более активно различать цвета, фокусироваться на предмете, который находится на расстоянии 20–30 см от них. Поворачивают головку на звуки. Рефлексы новорожденного проявляются уже не так активно.

Третий месяц

Ребенку 3 месяца

К этому времени малыш практически полностью исключает рефлексы новорожденного, что способствует появлению более произвольных движений и реакций. Пока они неуверенные, но ребёнок сам их контролирует. Например, вытягивает соску и потом опять пытается взять её в рот. Старается держать головку на протяжении 20–25 секунд, если лежит на животике, и около 15 секунд — если удерживать его вертикально. Кстати, если держать его над диваном, может от него отталкиваться.

Одним из главных достижений этого возраста является способность более уверенно удерживать головку. Но чтобы помочь укрепить мышцы спины и шеи, ребёнка желательно почаще переворачивать на живот. Сам он сделать это пока не может. Кроме того, такое положение поможет избежать болезненных ощущений, если в кишечнике образовались газы. Для комфорта малыш может опираться на предплечья.

Можно продолжать укладывать кроху на бок, но лучше, чтобы он не сохранял это положение долго. Это может спровоцировать искривление позвоночника. Малютка сам может со спины перекатываться на бок.

Продолжает активно развиваться зрение. Малыш всё больше интересуется всем ярким. Подолгу сосредоточенно на что-то смотрит. Становится заметно любопытнее ко всему окружающему. Реагирует на людей, которых видит впервые. Замирает, рассматривая их, вслушивается в речь и т. п.

Речь крохи также развивается. Часто малыш «говорит с собой», что-то ворча или лепеча. Гулит, когда общается со взрослыми, и предпочитает звуки «б-у», «ш-и», вытягивая их.

Сон становится более нормальным. Днём кроха спит меньше, зато больше отдыхает ночью. Периоды бодрствования могут составлять до двух часов. Если в это время малыш хорошо кушает, то набирает около 800 г и подрастает на 3–3,5 см.

Трёхмесячный возраст характеризуется большей эмоциональностью. Поскольку детки уже умеют смеяться вслух, они часто так делают. Мимику родителей только пародируют, но свои эмоции тоже могут показывать. Именно в данном возрасте проявляются первые черты характера. Например, криком может потребовать внимания родителя и, как только кто-то к нему подходит, сразу успокаивается.


Четвёртый месяц

Малышу 4 мес.

Грудничок становится достаточно развитым, особенно развивается шейный отдел, благодаря чему детки более уверенно держат голову. Это помогает значительно расширить поле зрения. К тому же заметно развивается детализация зрения: малыш может различать детали.

Ребёнок удерживает и перекладывает игрушки в руках. Лёжа на животике, может опираться на локти, чтобы приподняться. Приподнимается, чтобы схватить игрушку, которая перед ним. Появляются первые признаки осознанного манипулирования предметами: хватает, бросает, пробует на вкус. Может проследить за предметами, которые двигаются.

Узнаёт людей. Без проблем определяет, что перед ним мама. Улыбается, имитирует звуки, долго и регулярно гулит. Появляются слова-слоги вроде «ба», «ма». Ребенок может приветствовать ими своих близких.

Лёжа на спине, делает попытки приподниматься, чтобы сесть, а на животе выполняет ползающие движения. Может присматриваться к зеркалу. Набирает около 750 г, а подрастает на 2–3 см.

Пятый месяц

Пять месяцев

Малыш уже отлично различает предметы, которые находятся на расстоянии. Это проявляется в том, что матери теперь не обязательно подходить к малышу, чтобы он её заметил. Кроха может смотреть телевизор. Понимает, где знакомые ему люди, а где — нет. Если на руки возьмёт чужой или малознакомый человек, может заплакать.

Движения ребёнка становятся активнее. Малыш самостоятельно переворачивается и начинает ползать. Этот период демонстрирует значительный прыжок в развитии. Ребёнок может даже стоять на двух ногах, если его поддерживать, и пройтись по коридору. Также он может удерживать игрушки. Пытаясь попробовать на вкус, тянет предметы ко рту. Любит играть и, если игра прекращается, может начать плакать.

Гулит более уверенно, используя интонации и модуляции по громкости. Старается сымитировать звуки и может говорить «ма-ма», правда, пока неосознанно.

Приготовьтесь, что у ребёнка могут начать прорезаться зубы, что скажется на эмоциональном состоянии малыша. Он может стать капризным, нервным, начнёт отказываться от еды или, наоборот, кушать больше.

Дети прибавляют в весе 700 г и вырастают на 2 см.

Шестой месяц

Малышу полгода

Этот месяц для детей очень важен, поскольку в это время формируется эмоциональная сфера крохи. Малыш уже умеет выражать эмоции чем-то большим, чем криком. Теперь ребёнок часто высказывает свои пожелания. Если малыш плачет, это не значит, что он заболел: ему неудобно или он проголодался. Вполне возможно, что ему недостаёт внимания или просто малышу скучно.

Согласно нормам моторного развития ребёнка до года, шестимесячный младенец может сидеть. Мышцы его спины стали крепче. Сам он не сядет, нужно, чтобы взрослые подали руку и помогли ему сесть. Под спинку обязательно что-то подкладывается. Лёжа на животе, малыш подтягивает ноги, чтобы стать на четвереньки и проползти. Таким образом преодолевает около 20–30 см. Радуется новым игрушкам, но имеет несколько любимых. С удовольствием перебирает их в руках.

Малыш уже реагирует на своё имя, отличает его среди других. Лепечет слоги, пытаясь активно разговаривать. Общается не только разговором, но и очень любит сидеть на руках. Если плачет, может замолчать, как только его возьмут на руки.

Прибавляет в весе не так активно, приблизительно 600 г.


Седьмой месяц

Малышу полгода

Наблюдается скачок эмоционального развития. Во всей красе проявляется характер ребёнка, свойства темперамента. Он активно усваивает информацию и пытается использовать её. Например, поняв, что по телевизору показывают что-то интересное, может требовать, чтобы его включили. Также требует игрушки, которые больше всего нравятся.

Дети становятся активными:

  • садятся и удерживают себя в таком положении;
  • переворачиваются с живота на спину и обратно;
  • встают на ноги и недолго стоят;
  • активно передвигаются по-пластунски, правда, пока только назад.

Важно, чтобы полы и предметы, с которыми играет ребенок, были чистыми. Малыш любит всё хватать и нести в рот, и, если не соблюдать это правило, он может занести какую-нибудь инфекцию.

Чтобы малыш быстрее развивался, желательно включить в его рацион как можно больше мяса и творога, но важно не переусердствовать. Это поможет сделать кости лучше, а зубы — крепче, ведь им ещё нужно прорасти. Поэтому так важно восполнять запас кальция, калия, цинка, белка.

Кроха любит рассматривать картинки, перелистывать страницы книжек. Чтобы ему было комфортнее это делать, желательно покупать специальные детские книжки с твердыми страницами, которые трудно порвать.

Играет в простые игры вроде ладушек и т. п. Они полезны, так как развивают мелкую моторику. Обожают стучать предметами, трясти их, бросать на пол. Если ребёнка научить, он покажет, где у него ноги, руки, лицо, рот и т. п.

Восьмой месяц

Крохе 8 месяцев

Дети уже многое умеют. Например, самостоятельно передвигаться, садиться, определять своих близких, могут пытаться самостоятельно покушать, превращая кухню и себя в пищевое побоище. Могут повторять некоторые жесты людей. К примеру, если показать им, как махать ручкой на прощание, они могут повторить этот жест.

Ребёнок начинает понемногу ходить, правда, пока только у опоры и приставным шагом. Без страха более подробно исследует знакомое пространство, поэтому желательно убрать все мелкие или легко бьющиеся предметы с мест, где их могут достать маленькие любопытные ручки.

Особенность этого возраста в том, что ребёнок может выполнять несложные манипуляции. Если его попросить что-то подать, он это сделает.

Значительно расширяется эмоциональный диапазон: помимо радости и недовольства появляются такие эмоции, как удивление, восторг.

Звуки также немного дифференцируются, и из общего лепета выделяются слова: «мама», «папа», «дай». Они уже начинают быть осознанными и обращёнными к конкретному человеку или вещи. При этом словарный запас постепенно растет, пополняясь новыми звуками, которые пока ещё не превратились в слова.

Ребёнок реагирует на музыку. Может пританцовывать, хлопать в ладоши, лепетать, раскачиваться. Лежать спокойно он не хочет, предпочитая проводить своё время более активно. Рост немного замедляется. В этот период дети в среднем вырастают на 1,5 см, а прибавка в весе достигает 550 г.


Девятый месяц

Ребенок 9 месяцев

Активное развитие малыша продолжается. Согласно параметрам физического развития, кроха уже должен уверенно чувствовать себя на ногах. Он пока не ходит, но может стоять, цепляясь за опору. Часто падает, так как координация пока плохая и удерживать баланс малышу сложно. Он учится ходить самостоятельно или тренируясь вместе с родителями, когда те держат его за руки.

Малыш может самостоятельно подняться и сесть. Он любит покорять новые вершины, забираясь на диваны и кресла. Иногда эти попытки успешны, но могут случаться казусы. Чтобы ребёнок не упал и не поранился, желательно не оставлять его одного надолго.

Активно ползает, передвигаясь по всей доступной жилплощади. Может разворачиваться прямо на ходу, не двигаясь вперед или назад. Садится самостоятельно.

Капризничает, когда его одевают, кормят или не выполняют желаемого. Кроха может воспротивиться купанию или другим гигиеническим процедурам.

Часто повторяет придуманные или услышанные звуки, формирует слоги. При этом активно запоминает названия всех предметов, которые ему показывают. Если делать это регулярно, вскоре может показать на те предметы, которые назовёт родитель. Понимает, если ему что-то запрещают.

Веса набирает немного, всего около половины килограмма, и вырастает на полтора сантиметра.

Десятый месяц

Девочка кушает пюре на кухне

Согласно нормам общего развития, ребёнок в 10 месяцев продолжает совершенствовать навыки, которые уже более или менее освоил в предыдущие месяцы. Например, развитые ребята уже могут стоять без поддержки и даже пытаются ходить. Пока у них получается сделать не больше 2–3 шагов с поддержкой, хотя иногда они могут пройтись и без неё.

Малыши могут садиться из стоячего положения, а не падать на мягкое место. И, конечно же, активно осваивают жилую территорию, в основном передвигаясь ползком.

Они любят играть в игры, которые тренируют мелкую моторику. Держат в ручках пару мелких предметов одновременно. Уже можно увидеть, какая именно рука ведущая — та, которой они чаще пользуются и лучше контролируют.

Из игр, которые нравятся:

  • катание машинок;
  • собирание пирамид;
  • постройка башен;
  • выкладывание стаканов;
  • игры с мячиком (катают или бросают);
  • открывание и закрывание дверей и ящиков.

Могут совмещать вещи. К примеру, толкают мяч машинкой и т. п. Еду предпочитают не есть просто так, а поиграть. Игрушки могут разбрасывать.

Продолжают активно пополнять свой запас слов и активно запоминают названия животных. Пародируют простые слова на свой лад. Различают части тела и могут показать их не только у себя, но и у мамы, папы. Выполняют простые просьбы.

Играют не только со взрослыми, но и с детками. Быстро осваивают новые простые игры, но нужно показать, что делать.


Одиннадцатый месяц

Первые шаги ребенка

Согласно нормам развития ребенка, кроха делает первые шаги без поддержки. И, что самое главное, у него это будет получаться. Конечно, несмотря на достаточно окрепший организм, координация малыша ещё не настолько хороша, чтобы он мог уверенно ходить на своих двоих. Но у него всё впереди. Пока он может пройти небольшие расстояния, например в несколько шагов, от одного родителя к другому.

Малышу не сидится на месте. Он готов передвигаться любым доступным способом и в итоге может выполнять следующие манипуляции:

  • вставать;
  • садиться;
  • ползать;
  • ходить с опорой;
  • делать несколько шагов без опоры.

Чтобы кроха продолжал осваивать активные движения, нужно поощрять его и заниматься с ним.

Малыш в этот период становится всё более самостоятельным. Может сам пытаться избавиться от одежды, если она покажется ему недостаточно удобной, сковывающей движения или жаркой. Может пытаться сам её натянуть, подражая родителям. Одежда вызывает особый интерес деток, ведь она обычно очень яркая, из приятной на ощупь ткани, с замочками и пуговицами.

В одиннадцатимесячном возрасте малыши становятся взрослее. Они пытаются вести первые диалоги, осмысливая их, а не просто повторяя звуки. Могут ответить согласием или несогласием, используя пару запомнившихся легко произносимых слов.

Если ребёнку что-то интересно, он с лёгкостью показывает на нужный предмет пальцем. К этому возрасту он знает практически всё в квартире.

Осваивают навыки социального общения. Если человек приходит или уходит, могут ему помахать даже без напоминания, как это было в десятимесячном возрасте.

В 11 месяцев ребята становятся слегка нервными и легковозбудимыми. Они могут одну минуту заливаться смехом, но, как только отобрать у них игрушку, начать истерически плакать, или наоборот. Это не отклонение от нормы, а признак нормального психического развития.


Двенадцатый месяц 1-го года

Самостоятельное хождение

Когда кроха достигает первого года жизни, родители ожидают чего-то особенного. И они имеют на это основания. Этот возраст считается своеобразным рубежом между младенчеством и детством, и от малыша, которому 12 месяцев, ожидают больше, чем от того, которому 11 месяцев. Связано это с тем, что если к 11 месяцам от крохи не требуют навыков хождения, то к 12 месяцам родители хотят, чтобы ребёнок пошёл. Обычно так случается, хотя многое зависит от индивидуальных особенностей. Дети могут ползать до 1,5 года. Это не патология.

Но при этом крохотный человечек многое умеет делать. Например:

  • приседать, не теряя концентрацию (он делает такое движение, чтобы взять новую игрушку);
  • хорошо запоминает (например, помнит, где положил игрушку);
  • проявляет навыки преодоления препятствий (перешагивает их, если возьмётся за какую-нибудь опору);
  • относительно самостоятельно кушает (может пить из обычной чашки, держит ложку и сам ею ест);
  • частично раздевается (может снять некоторые предметы одежды вроде шапки, носочков и т. п.);
  • если родители занимались подготовкой малыша к горшку, может сам на него проситься.

К 12 месяцам у детей уже есть от двух до десяти слов в запасе, которые они активно используют. Ребёнок понимает большинство из тех простых вещей, которые говорят.

Если родители занимались развитием ребенка по месяцам до 1 года, он будет развитым малышом. Это проявляется даже в играх. Например, карапуз может укачивать свои игрушки, как будто хочет, чтобы они уснули, кормить их, сажать на горшок. Он сам будет усложнять игры, а родителям нужно просто поддержать своего юного вундеркинда.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Согласно показателям развития ребёнка с рождения до года, результаты мальчиков и девочек могут отличаться. Для начала рассмотрим физические параметры.

Характеристики девочек:

Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
1 месяц 50,3–56,1 3,6–4,7 35,0–38,1 34,0–38,1
2 месяца 53,5–59,3 4,2–5,5 36,7–39,8 35,6–39,9
3 месяца 56,2–61,8 4,8–6,3 38,0–42,1 37,3–41,4
4 месяца 58,4–64,0 5,4–7,0 39,1–42,2 38,9–43,0
5 месяцев 60,8–66,0 5,9–7,7 40,3–43,2 40,3–44,5
Полгода 62,5–68,8 6,4–8,3 41,5–44,2 41,6–45,8
7 месяцев 62,7–71,9 6,0–9,0 40,2–45,5 42,0–47,0
8 месяцев 64,0–73,5 6,3–10,2 40,7–46,0 43,0–48,0
9 месяцев 65,3–75,0 6,5–10,5 41,2–46,5 44,5–49,3
10 месяцев 66,5–76,4 6,7–10,9 41,5–46,9 45,0–48,0
11 месяцев 66,7–77,8 6,9–11,2 41,9–47,3 46,0–50,5
1 год 68,9–79,2 7,0–11,5 42,2–47,6 46,3–51,4

Мальчик и девочка

Характеристики мальчиков:

Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
1 месяц 51,2–56,5 3,6–5,1 35,5–39,1 34,1–38,9
2 месяца 53,8–59, 4 4,2–6,0 37,4–41,0 35,7–40,8
3 месяца 56,5–62,0 4,9–7,0 39,0–42,5 36,5–41,6
4 месяца 58,7–64,5 5,5–7,6 40,2–43,6 38,6–44,6
5 месяцев 61,1–67,0 6,1–8,3 41,2–44,6 40,1–45,7
Полгода 63,0–69,0 6,6–9,0 42,0–45,5 41,4–47,6
7 месяцев 64,8–73,5 6,7–10,0 41,5–46,4 42,0–48,0
8 месяцев 66,2–75, 6,9–10,7 42,0–47,0 43,4–49,1
9 месяцев 67,5–76,5 7,1–11,0 42,5–47,5 44,4–50,8
10 месяцев 68,7–77,9 7,4–11,4 42,9–47,9 45,0–51,0
11 месяцев 69,9–79,2 7,6–11,7 43,2–48,3 46,5–52,0
1 год 71,0–80,5 7,7–12,0 43,5–48,6 46,1–52,5

Другие параметры также отличаются. Это было замечено педиатрами, которые наблюдали за развитием разнополых младенцев на протяжении их первого года. Хотя стоит отметить, что все дети индивидуальны, что не исключает существования некоторых закономерностей:

  • При рождении мальчики крупнее девочек. Их рост и вес больше, как можно увидеть в таблице.
  • Мальчики немного отстают в психическом и физическом развитии от девочек. Разница составляет всего пару недель.
  • Несмотря на относительную миниатюрность при рождении, девочки перегоняют представителей сильного пола в скорости формирования костного скелета.

Девочки начинают быстрее ходить и разговаривать, но мальчики догоняют их и в этом через несколько недель. В любом случае оценка развития ребенка должна быть индивидуальной и не зависеть от пола. Бывает, что девочки рождаются крупнее мальчиков и развиваются не так быстро, как должны согласно усреднённым показателям. Они вписываются в рамки.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

Физиологическое развитие малыша проходит по нормам. Существуют средние показатели физического развития ребенка до года по месяцам. Они собраны в таблицу развития ребенка, где указаны параметры массы тела и роста, которые должны набрать детки.

Возраст Средняя прибавка в росте (см) Средняя прибавка в весе (г)
1 месяц 2–3 600
2 месяца 3 800
3 месяца 2,5 800
4 месяца 2–3 750
5 месяцев 2 700
6 месяцев 2 650–700
7 месяцев 1,5–2 550–600
8 месяцев 1,5–2 550–550
9 месяцев 1,5–2 500–550
10 месяцев 1–1,5 350–450
11 месяцев 1–1,5 350–400
12 месяцев 1–3 350–600

Когда младенец набирает вес и растет быстрее, чем продемонстрировано в таблице, или немного отстаёт, паниковать рано. Возможно, это его индивидуальные особенности. Это усреднённые показатели, а нормы гораздо шире.

Скорость набора веса малыша и его рост можно скорректировать изменением рациона. Но чтобы быть полностью спокойным, желательно проконсультироваться по этому вопросу с врачом, который определит, нужно ли вообще предпринимать какие-то меры или можно всё оставить как есть.

Таблица ключевых моментов развития ребёнка от 0 до 1 года

Развитие ребёнка касается не только физических показателей. Несмотря на то что малыш ещё совсем крохотный, он должен многое успеть и выучить. Причём это предопределено показателями развития детей.

Таблица демонстрирует, что должен уметь ребёнок в каждом месяце на каждой возрастной стадии.

Возраст Уровень речевого развития Двигательное развитие Психическое развитие
1–1,5 месяца Тихо гулит Проявляет первые попытки приподнять головку Может кратковременно проследить взглядом за предметом (обычно за яркой игрушкой)
2 месяца Если настроение хорошее, гулит. Звуки становятся громче и немного увереннее. Гуление систематическое и краткосрочное Координация движений становится лучше Может дольше удерживать взгляд на движущемся предмете
3 месяца Гуление становится продолжительным Уверенно поднимает и держит головку Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Постоянно двигает руками и ногами, без проблем прослеживает глазами движущиеся предметы Может отличить маму от посторонних
5 месяцев Лепечет активно. Образует первые слоги вроде «ма», «па» Самостоятельно переворачивается, ползает назад Различает голоса родных и чужих людей. Услышав незнакомый голос, настораживается
6 месяцев Активный лепет дополняется всё большим количеством простых слогов Ползает по-пластунски Расширяет эмоциональную сферу эмоциями вроде радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов «та», «на», «да» и др. Может сесть с помощью взрослого и сидит, опершись на что-нибудь. Ползает вперед Понимает интонации. Разбирается, когда ему что-то запрещают, и отличает слово «нет»
8 месяцев Первые односложные слова Сидеть и вставать может самостоятельно. Может стоять возле опоры и понемногу начинает ходить, держась за что-нибудь Расширение диапазона эмоций продолжается. В копилке ребенка появляются эмоции вроде удивления, настойчивости
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Без проблем стоит и передвигается возле опоры. Ползает активно Понимает простые поручения
10 месяцев Наделяет предметы названиями вроде «ля-ля», «ав-ав» Может сесть из стоячего положения. Может пытаться сделать первые шаги Копирует мимику взрослых
11 месяцев Выражает желания: «на», «дай» Может поднять предмет из положения стоя. Приседает и поднимается По просьбе может показать на знакомые предметы или части тела у себя и других
12 месяцев Появляется осознанное определение близких людей. Говорит «мама», «баба» Передвижение становится всё более активным Понимает большинство сказанного взрослыми. Если что-то попросят, старается выполнить

Как уже говорилось, девочки и мальчики развиваются немного по-разному. Обычно девочки быстрее начинают ходить и разговаривать, поэтому данные нормы достаточно условны. Добиться лучшего результата можно, если с ребёнком заниматься. А вот малыши, предоставленные сами себе, обычно развиваются медленнее, так как у них нет положительного примера. Именно поэтому так важно не просто вовремя кормить малыша и переодевать его, но и вывозить на прогулку, много с ним разговаривать, покупать развивающие игрушки и т. п.

Что из игрушек стоит покупать

После рождения детей все родственники и друзья приносят новорожденному массу игрушек. Конечно, они хотят сделать как лучше, но далеко не все подарки можно использовать. В первый год жизни подходить к выбору игрушек нужно с особой осторожностью, в первую очередь ориентируясь на их безопасность.

Игрушки ребенка до года

Именно поэтому игрушки должны:

  • отвечать возрасту крохи;
  • изготавливаться из качественного сырья;
  • иметь в составе безопасные красители;
  • быть цельными, без мелких деталей;
  • издавать негромкие и нерезкие звуки.

Идеально — покупать в аптеках или специализированных магазинах, где гарантированно качественный товар.

Возраст Допустимые игрушки
1 месяц Погремушки-браслеты или подвесные, так как малыш пока не умеет держать их. Желательно, чтобы погремушка издавала приятные звуки. Игрушка должна быть простой, но яркой.
2 месяца Игрушки-мобили. В продаже есть разные варианты: с подсветкой, музыкой, простые механические и т. п. Погремушки остаются такими же актуальными. Игрушки-кольца из разнофактурных материалов.
3 месяца Можно покупать первые книжки с толстыми страницами. Музыкальные игрушки. Малышу будет интересен развивающий коврик, но при условии, что он из материалов, разных по цвету и фактуре.

Хорошо подойдет набор Мир на ладошке.

4 месяца Лучшая идея для подарка малышу — музыкальная игрушка. Чтобы развивать моторику, можно дать ребёнку небольшой мячик или специальные бусы.
5 месяцев Мягкие кубики и мячики, коврики с пришитыми деталями — пуговицами, шнурками, кармашками, липучками. Игрушки для купания.
6 месяцев Подойдут игрушки-вкладыши, фигурки животных, простые куклы-пупсы, игрушки-прорезыватели, чтобы дети могли их жевать, когда прорезаются зубы.
7 месяцев Кубики, пирамидки, движущиеся игрушки, чтобы малышам было интереснее учиться передвигаться.
8 месяцев Детям понравятся игрушечные копии музыкальных инструментов, например небольшие пианино, барабаны и т. п. Они развивают моторику и музыкальный слух.
9 месяцев Малыши могут играть с ведёрками, совочками, формами и т. п. Выбираются по прочности и яркости, так как крохи часто могут по ним стучать, бросать и совершать другие манипуляции.
10 месяцев Можно попробовать приобщить кроху к рисованию с помощью специальных детских красок. Игрушки-вкладыши тоже подойдут. Можно выбирать модели с разноформатными прорезями.
11 месяцев Всё, что движется: машинки, каталки, мячики.
12 месяцев Наборы для ролевых игр (во врача, повара), рабочие инструменты и т. п.

Мягкие игрушки таким крохам лучше пока не дарить. На них активно собирается пыль и грязь, к тому же мелкие детали (вроде глаз) любопытный малыш может оторвать и навредить себе.

Теория трёх ступеней детского развития

К. Бюлером была выдвинута теория, согласно которой развитие рассматривалось в качестве ряда внутренне не связанных этапов. Эксперимент, на базе которого проводилось исследование, был взят из зоопсихологии. Бюлер заметил похожие принципы использования примитивных орудий у шимпанзе и детей.

В ходе исследований им было выделено три уровня детского развития:

  1. Инстинкта (0–1 год). Подразумевает, что действия ребенка обусловлены подкоркой мозга.
  2. Навыка, или дрессуры (от 1 до 3 лет). На протяжении этого периода созревают зоны восприятия.
  3. Интеллекта (4–5 лет). В это время созревают интегральные зоны мозга.

Согласно теории, созревание мозга происходит от шестилетнего возраста до 21 года. Изначально ребёнок повторяет ступени развития животного, но после развивается уже как человеческое существо. Бюлер показал взаимосвязь созревания мозга с окружающей средой, аффективными процессами и т. п.

Однако у данной теории есть недостатки. Например, она слабо учитывает влияние психики на развитие ребенка, рассматривая её как часть физиологии. Ученый пытается обобщить биологическое и социокультурное развитие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *