Что должен уметь ребенок уметь в 6 месяцев — девочка и мальчик

Когда детям исполняется полгода, они становятся более активными. Родителям важно знать особенности развития ребёнка на 6 месяце. Малыши получают много значимых впечатлений об окружающем мире. Помимо этого, они продолжают развиваться, становятся более взрослыми и самостоятельными. Но они всё ещё остаются грудничками, нуждающимися в заботе и любви.


Что умеет ребёнок

Шестимесячные крохи, несмотря на юный возраст, уже многое умеют. А конкретно:

  • могут поднять тельце на ручках;
  • лепечут;
  • выполняют первые попытки ползать;
  • способны переворачиваться на животик;
  • активно пытаются садиться;
  • держат игрушки и перекладывают их в ручках;
  • удерживают головку и могут контролировать, куда поворачивают её.

Малыши активны не только эмоционально, но и физически. Учатся они быстрее, потому важно узнать, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев, прежде чем развивать его дальше.

Физические показатели

Для оценки физического развития ребёнка в 6 месяцев профессионалы используют специальные таблицы. В них указаны параметры массы, веса и роста на каждый месяц. В том числе есть гендерные данные в полугодовалом возрасте.

На протяжении шестого месяца кроха набирает около 650 г, а рост увеличивается на 2 см. Грудь в обхвате становится больше на 1-1,5 см, а голова растёт на 0,5-1 см. Естественно, есть и индивидуальные особенности, да и разница между девочкой и мальчиком существует. Подробнее о параметрах в таблице:

Показатель Среднее значение Мальчик Девочка
Вес 7300-7900 г 6400-9800 г 5700-9300 г
Рост 65,7-67,6 см 63,3-71,9 см 61,2-70,3 см
Окружность головы 42,2-43,3 см 40,9-45,8 см 39,6-44,8 см
Окружность грудной клетки 43,7-44,5 см 41,4-47,6 см 41,6-45,8 см

Психоэмоциональное развитие

Психоэмоциональное развитие ребёнка на полугодичном рубеже жизни также заметно видоизменяется. Согласно развитию ребёнка на 6-7 месяце, малыши уже научились проявлять свои эмоции разными способами. Например, они всё ещё могут расплакаться, но уже издают другие звуки в качестве эмоционального проявления. Делают разные жесты, чтобы удержать или привлечь внимание. Например, тянуть ручки или сучат ножками.

Когда видят незнакомого человека, могут испугаться, насторожиться. Кроха удерживает дистанцию, и если незнакомец возьмёт его на руки, активности не демонстрирует. Но если незнакомец будет к нему добрым, может быстро его принять.

В этом возрасте ребята становятся очень любопытными. Они всё больше нуждаются в эмоциональном контакте. Эмоциональная привязанность у малышей проявляется тем, что они могут прижиматься к матери, которая держит их на руках, проситься на руки и т.п.

Шестой месяц характеризуется тем, что кроха может, увидев или услышав маму на другом конце комнаты, кричать, подзывая её.

Согласно высказываниям Комаровского, у ребёнка в этом возрасте формируются простейшие причинно-следственные связи. Когда он хочет увидеть маму, он кричит. Если он делает это постоянно и видит, что родительница сразу же реагирует, будет эксплуатировать этот «фокус», когда захочет.

Малыши начинают испытывать страх. Это прямое следствие того, что они не только понимают, какие события происходят, но и их предвидят.

Двигательная активность

При рождении деток их нервная система незрелая и двигательная активность ограничена. В полугодовалом возрасте это немного сглаживается, хотя назвать НС ребёнка «зрелой» нельзя. При этом у крохи есть способность выполнять достаточно осознанные и упорядоченные телодвижения.

Оценить, насколько правильно развивается ребёнок в этом возрасте, можно по потому, какие движения он выполняет и какими умениями обладает. Параллельно кроха совершенствует то, чему уже научился раньше. В итоге список его «побед» на этом поприще довольно внушительный:

  • делает переворот со спинки на животик и на бочок;
  • перевернувшись на животик, продолжает так лежать и рассматривать окружающую обстановку;
  • кроха с удовольствием поворачивается, опираясь на вытянутых ручках;
  • использует обе руки, удерживает игрушки и другие небольшие предметы, практически не используя в захвате большой палец;
  • осваивает сидячее положение (некоторые детки могут сидеть без опоры пару секунд);
  • начинает осваивать пластунское ползание.

Если малыш ещё не ползает, его можно простимулировать это сделать. Например, положить на животик и неподалёку поставить игрушку, которая ему нравится. Пытаясь дотянуться на понравившейся ему вещи, ребёнок будет ползти. Если сразу не выйдет, это всё равно хорошая тренировка мышц.

Особенно развитые и окрепшие дети могут не просто садиться, но и немного вставать у опоры. Но если ребёнок пока этого не делает, не нужно его заставлять. Это может сильно навредит позвоночнику. Особенность развития в этом возрасте характеризуется тем, что одни детки развиваются быстрее, а другие медленнее. Если общая картина хорошая, переживания лишние.

Зрение

В 6 месяцев ребёнку уже проще сфокусировать взгляд, хотя его сенсорное развитие продолжается. Главное достижение этого возраста – способность концентрироваться на предметах, которые на расстоянии 8 см от личика. Видимые им предметы имеют чёткие очертания.

Сенсорное развитие также характеризуется лучшим восприятием цвета. Крохи различают гораздо больше оттенков.

На яркий свет дети зажмуривают глаза, а если им что-то плохо видно, начинают прищуриваться. Это нормальные реакции, которые присутствуют и у взрослого человека.

Слух

Шестой месяц считается важным в развитии слуха. Например, дети могут хорошо различать даже негромкие звуки. Услышав их, активно крутят головой, чтобы найти источник. Пугаются громких и резких звуков.

Даже во сне различают звуки. Могут проснуться от малейшего шума. Минимум начнут проявлять беспокойство – начинают шевелиться, похныкивать, но просыпаются не всегда.

Могут различать громкий звук и тихий, понимают, близко ли от них он прозвучал или далеко. Именно в этом возрасте крохам интересны музыкальные игрушки, которые играют сами или могут создавать шум, если их потрясти, потискать, что-то нажать и т.п. Малыш активно играется с погремушками и другими подобными приспособлениями.

Речевые навыки

На шестом месяце жизни малыши активно осваивают речь. Они умело копируют сказанное взрослыми, причём иногда кажется, что выговаривают простые слова. На самом деле это только имитация, причём пока неосознанная.

Таким повторением крохи тренируют свой речевой аппарат. От гуления они переходят к лепетанию, десятки раз повторяя понравившийся им звук. Формируют слоги. Именно в этом возрасте родители впервые могут услышать заветное «ма-ма-ма-ма» (пока именно так выглядит большинство его «слов»).

Дети разбирают интонации говорящих поблизости взрослых. Они и сами могут гулить громче или тише, немного видоизменяя интонацию произносимых звуков.

Шестимесячные дети обычно могут вступать в своеобразные «диалоги». Например, если мама сидит напротив малыша и рассказывает, какой он хороший, а когда замолкает, малыш начинает лепетать. Чтобы улучшить речевое развитие малютки, почаще проводите с ним такие «диалоги».

Первый зубик

Часто ребёнок в полгода уже имеет несколько зубов, но многие детки находятся в ожидании прорезывания своего первого зуба. Этот процесс неприятный как для малыша, так и для его родителей. Кроха мучается и плачет, поскольку ощущает дискомфорт. Его родители переживают и тоже мало спят, ведь обычно ребёнок бодрствует и ночью.

Процесс этот не из приятных не только из-за боли и зуда, но и потому, что дети часто страдают повышенной температурой. Десна воспаляется, и тяжело кушать. Часто возникают трудности с перевариванием пищи. Стул малыша становится непостоянным, у него болит живот.

На фоне этого настроение малыша портится. Он капризный и часто срывается на истерический плач. Успокоить ребёнка очень трудно.

Игрушки, которые есть поблизости, запихивает в рот, пытаясь их погрызть, чтобы унять зуд. Именно потому в это время желательно внимательно мыть предметы, прежде чем давать крохе. Мыть нужно и его ручки, которые он может тоже запихивать в рот. Если этим не заниматься, будет риск стоматита и других неприятных инфекций дёсен.

В этот период можно начинать отучать ребёнка от соски. Если ребёнок постоянно ею пользуется, это способствует неправильному формированию прикуса. Но поскольку малышу так и хочется что-то потянуть в рот, альтернативой соске может стать специальная игрушка-прорезыватель.


Режим дня и сон

Малыш спит меньше, чем в раннем младенчестве, но в сутки он должен отдыхать 14 часов. Режим его дня делится на несколько отходов ко сну:

  • дневной сон – 1,5-2 часа (два-три раза);
  • ночной сон – 6-7 часов.

Эти показатели усреднённые. Каждый малыш вырабатывает свой индивидуальный режим отхода ко сну.

Согласно нормам, кроха должен спать ночью не просыпаясь. Но дети часто просыпаются посреди ночи и требуют, чтобы их покормили. Для грудничков это нормально, и может продолжаться, пока не откажетесь от грудного молока.

Часто дети, привыкшие к тому, что их убаюкивают, не засыпают в одиночестве. Родители вынуждены искать решение, как научить ребёнка засыпать самому. Для этого уместно выполнять несколько советов:

  • интервал между укладыванием – 4 часа;
  • перед засыпанием ребёнка желательно купать и кормить;
  • провести массаж и гимнастику.

Таким образом, вы создаёте ритуал, проходя который перед сном, ребёнок запомнит – после него нужно спать. Потому без проблем будет засыпать, как только ритуал закончится. Другими словами, вы закрепите у него условный рефлекс.

Но активности крохи тоже нужно уделять внимание. Например, с ним нужно гулять. Прогулки обычно проводятся дважды в день на протяжении нескольких часов. Но учитывайте погоду. Возможно, малышу будет полезнее в тёплом доме, чем на улице в -20.


Тест на развитие малыша в полгода

Чтобы проверить, что умеет ребёнок, можно сделать несколько тестов:

  • Поставьте игрушку на 20-30 см перед малышом. Он должен перевести на неё взгляд.

  • Проверьте реакцию крохи, показав два интересных ему предмета. Бутылочка с едой. Увидев её, ребёнок должен открыть рот или сделать сосательное движение. Это значит, что малыш узнал предмет, с помощью которого его кормят. Желательно это делать перед едой, чтобы ребёнок успел проголодаться. Второй предмет – любимая игрушка ребёнка. Увидев её, он должен оживиться, протянуть руки к ней, возможно залепетать.
  • Из положения лёжа заставьте малыша сесть. Для этого можно воспользоваться тем же приёмом, что и выше – игрушкой или бутылочкой с едой. Но подниматься он должен с вашей помощью.
  • Используя погремушку, позвените ею, перемещаясь по комнате. Ребёнок должен найти источник раздражающего шума.
  • Сядьте перед малышом и начните корчить рожи. Возможно, он не сможет зеркально отразить мимику, но должен хотя бы попытаться. В этом возрасте крохи любят «обезьянничать».

Можно называть малыша по имени и смотреть на реакцию. В данном возрасте она должна проявляться.


Как развивать ребёнка

Развитием ребёнка в 6-7 месяцев необходимо заниматься, и тогда малыш сможет идти в ногу с возрастными нормами и перегнать их. Хотя в развивающих занятиях важен не только положительный результат, но и удовольствие для ребёнка и родителя.

Для крохи сейчас практически всё ново. Прежде чем покупать ему кучу развивающих игрушек, нужно создать условия для изучения окружающей среды.

Когда все угрозы убраны, можно приступать к развитию. Можно закупить или сделать разнообразные игрушки:

  • игрушечные музыкальные инструменты;
  • разноцветные мячи, можно из разных материалов;
  • разноформатные фигурки, тренирующие мелкую моторику.

Как раз время для первых книжек, чьи страницы ребёнок перевернёт сам. Потому желательно, чтобы они были твёрдыми и труднорвущимися.

Родителям нужно много говорить с ребёнком. Это поможет ему быстрее усвоить и речь. Уделите внимание и физическому развитию:

  • делайте массаж;
  • упражняйтесь на фитболе;
  • выполняйте гимнастические упражнения;
  • запишитесь в секцию для плаванья грудничков.

Некоторые упражнения нужно делать ежедневно, а для других достаточно двух раз в неделю.


Питание ребёнка

В шесть месяцев малышу можно давать уже что-то другое, помимо молока или детских смесей. Шестимесячный ребёнок вполне способен усвоить и переварить многие продукты. Кроха уже и сам не так часто тянется к маминой груди. Например, многие детки не просыпаются посреди ночи, чтобы покушать, предпочитая трапезничать перед сном или после пробуждения, из-за чего после обеда маме приходится чаще его кормить.

В качестве прикорма можно вводить пюрешки из овощей и каши. Дети могут понемногу начинать кушать фрукты. В качестве жиров подойдёт сливочное и оливковое масло.

Новые блюда нужно давать маленькой порцией и смотреть на реакцию ребёнка. Лучше вводить новое в рацион до обеда. Если случится «авария», дать лекарство, и ребёнок спокойно будет спать ночью.

Кормить кроху нужно 5-6 раз в день. Размер порции около 200-220 мл. Но рассчитывается по весу. Чем крупнее ребёнок, тем больше ему нужно. При этом грудное молоко остаётся главным продуктом питания. Кормление – это ещё и эмоциональная составляющая взаимодействия с мамой, потому по возможности лучше от него не отказываться.


Когда стоит беспокоиться

У каждого малыша свой темп развития, но если в 6 месяцев ребёнку чего-то не удаётся сделать, возможно, есть повод насторожиться. Несколько подозрительных симптомов:

  • не показывает желания сесть, даже когда его поддерживают;
  • не узнаёт маму/папу;
  • нет реакции на звук;
  • когда малыша приподнимают подмышками, он не топчется ножками;
  • не протягивает ручки;
  • не может держать или не перекладывает в ручках вещи;
  • не лепечет;
  • не проявляет эмоций (отсутствие улыбки).

Если заметите что-то подобное у своего малютки, лучше обратиться за консультацией к врачу, который подскажет дальнейшие действия. Вполне возможно, это просто индивидуальные особенности развития. Если нет, важно вовремя начать лечение, чтобы свести последствия к минимуму.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *