Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Казалось бы, ребёнок родился только вчера, но вот ему уже 4 месяца. Пора задумываться о развитии ребёнка. На этом этапе важно знать, что должен уметь ребёнок к 4 месяцам. Понятно, что разговаривать к этому времени он не научится, как и ходить, но некоторые умения у него должны быть. Касаются они в основном физического развития.

Малыш продолжает крепнуть, чтобы в дальнейшем стать полноценным членом общества. Формируются его слух и зрение, ребёнок набирает вес и тренируется для очередных личных свершений.


Таблица показателей средних величин физического развития

Поскольку к четырём месяцам ребёнок ещё не обладает какими-то неординарными навыками, наиболее простой способ оценить нормы развития — посмотреть на физические показатели.

Двигательная активность 4-месячного ребёнка пока небольшая, благодаря чему малыш неплохо прибавляет в весе и росте. Получается, что рост и вес — одни из самых надёжных показателей того, насколько правильно и в соответствии с нормами развивается ребёнок.

Малыш в среднем поправляется на 750 г и подрастает на 2,5 см. Когда малютка начнёт двигаться активнее, его вес будет расти не столь стремительно, хотя кушать он начнёт больше.

 

Параметры грудной клетки на 4–5 месяце остаются одинаковыми, но к концу пятого месяца обхват груди ребёнка будет больше, чем обхват его головки.

Подробные параметры указаны в таблице.

Показатель Средние значения Мальчики в 4–5 месяцев Девочки в 4–5 месяцев
Вес 6400–7000 г 5600–8700 г 5000–8200 г
Рост 62,1–63,9 см 59,7–68,0 см 57,8–66,4 см
Окружность головы 40,6–41,6 см 39,2–44,0 см 38,1–43,1 см
Окружность грудной клетки 41,0–41,6 см 38,6–44,6 см 38,9–43,0 см

Если какой-то параметр изменился в обратную сторону, желательно обратить на это внимание педиатра. Возможно, он посоветует, как это исправить, или сможет диагностировать заболевание на ранних стадиях.


Основные навыки ребёнка в 4 месяца

Список того, что должен уметь ребёнок к 4 месяцам, не такой большой, но это не значит, что малыши прохлаждаются. В этот период у них есть более важные занятия: они продолжают развиваться физически, чтобы достаточно окрепнуть.

Их развитие имеет скачкообразный характер, поэтому родителям часто кажется, что малыши развиваются не так активно, как хотелось бы. Но четырёхмесячные ребята умеют удивлять. Они уже практически избавились от большинства врождённых рефлексов, заменив их осмысленными действиями.

Рассмотрим подробнее, что умеет ребёнок в этом занятном возрасте:

  1. Удерживает головку на уровне с телом, несильно напрягая шейный отдел.
  2. Переворачивается со спинки на животик и обратно. Но это умеют не все ребятки. Если ваш ребёнок пока ленится это делать, его нужно побуждать. Например, показать любимую игрушку и повернуть так, чтобы ребёнок смог достать её, только перевернувшись. Массажи и занятия плаванием тоже помогают.
  3. Приподнимает туловище, опершись на ладони.
  4. Начинает ползать, пока по-пластунски.
  5. Реагирует на звук, поворачивая головку в его направлении.
  6. Держит погремушку осознанно, без хватательного рефлекса. Может ею подвигать, чтобы она зазвенела.
  7. Агукает и начинает немного лепетать. Может повторять некоторые звуки за взрослыми, но пока верх его мастерства — это «ба», «па» и т.п.
  8. Если малыша часто звали по имени, может его узнавать.
  9. Понимает, знакомый перед ним человек или нет.
  10. Демонстрирует эмоции. Может корчить разнообразные рожицы. Особенность возраста в том, что малютка от громкого смеха может сразу перейти к слезам и наоборот.
  11. Градирует издаваемые звуки по громкости и используемому диапазону.
  12. Может различать предметы, которые находятся за пару метров от него.
  13. Дифференцирует несколько цветов — красный, синий и жёлтый.

Ребёнок продолжает активно развиваться, и задача родителей — поддерживать его в этом.

Различия в развитии мальчиков и девочек

В возрастной психологии принято считать, что развитие мальчиков и девочек не параллельно. В данном случае мальчики опережают представительниц прекрасного пола в физическом развитии.

Рост мальчиков составляет 61–66 см, а девочек – 60–65 см. Вес также отличается: мальчик может весить до 7700 г, а девочки почти на 600 г меньше – 7100 г.

Остальные различия в параметрах физического развития крох обоих полов незначительны. Во многом они зависят:

  • от кормления;
  • родителей (обычно у крупных людей дети тоже крупные);
  • национальности;
  • места проживания и т. п.

Поэтому различия между мальчиками и девочками, скорее, условные.


Психическое развитие

Психическое развитие малыша не менее важно, нежели физическое. Поэтому важно знать, что должен уметь делать ребёнок в свои нежные 4 месяца. А в этот период крохе действительно есть чем похвастаться:

  1. Наблюдается «комплекс оживления». Выражается он в том, что ребёнок может улыбаться, гулить, радоваться при виде хорошо знакомых людей. Ручки и ножки активно двигаются.
  2. Легко узнаёт маму и других людей, которые регулярно им занимаются. Но маму он выделяет особенно, в том числе потому, что она кормит его грудью.
  3. Появляется звукоподражание, но оно пока неосознанное, на инстинктивном уровне.
  4. Увидев себя в зеркале, улыбается.
  5. Появляется несколько новых эмоций. Ребёнок может обидеться, испугаться, рассердиться, обрадоваться и расстроиться.
  6. Использует новообретённые эмоции последовательно. Например, смеётся, когда играет, и сердится, если игрушку отобрать.
  7. Появляется любовь к музыке. Отлично воспринимаются ритмические мелодии.

Малютка становится более любопытным. Ему нравится изучать своё тело и ощущать его в пространстве. Может подолгу рассматривать руки или ноги, пытаться передвигаться. Хотя и не всегда успешно.


Режим дня

Четырёхмесячный ребёнок ещё очень нежный. Чтобы он мог нормально развиваться, желательно следовать режиму дня. Но при этом режим может быть индивидуальным для каждого ребёнка. Для понимания, каким должен быть день малыша, рассмотрим простой график:

  1. 06.30. Ребёнок просыпается и первый раз кушает. После еды нужно провести гигиенические процедуры.
  2. 08.00. Малыш опять засыпает. Это его первый дневной сон.
  3. 10.00. Ребёнок просыпается, и его кормят во второй раз. Малыш продолжает бодрствовать.
  4. 11.30. Можно выйти погулять. На свежем воздухе ребёнок немного отдохнёт.
  5. 13.30. Прогулка заканчивается, и малыш может вернуться домой. Дома его кормят в третий раз.
  6. 14.00. Можно позаниматься с крохой развивающими играми или просто оставить его, пока он бодрствует.
  7. 15.30. Вторая дневная прогулка, во время которой ребёнок может поспать.
  8. 17.00. Прогулка заканчивается, и ребёнка кормят четвёртый раз.
  9. 17.30. Бодрствование.
  10. 19.30. Ребёнка купают, кормят в пятый раз и укладывают спать.
  11. 00.00. Шестое кормление и сон.

Естественно, могут быть некоторые отклонения. Например, малыш просыпается несколько раз ночью, требуя, чтобы его ещё раз покормили.

Секреты хорошего сна для грудничка

Малютке в четырёхмесячном возрасте нужно много спать, но, учитывая, что он познаёт много нового, иногда как раз со сном бывают проблемы. Но эту неприятность можно исправить, следуя небольшим советам:

  • Каждый день гуляйте. Отдохнуть на свежем воздухе намного полезнее, чем в комнате, пусть даже она проветривается. К тому же лёгкое покачивание коляски убаюкает ребёнка. Родители, в свою очередь, смогут увидеть, что происходит на улице, ведь после рождения малыша времени на то, чтобы просто прогуляться, катастрофически не хватает. Кроме того, на улице малыш спит дольше и его сон крепче.
  • Играйте в активные игры. Ребёнок должен умаяться, и тогда ему будет проще уснуть, а сон станет крепким. Но к концу игры её темп должен становиться более спокойным. Тогда малютка ощутит сонливость и охотнее заснёт.
  • Купайте малыша перед засыпанием. Если ребёнок особенно беспокойный, в тёплую воду можно влить отвары успокаивающих трав (лаванда, можжевельник, валериана).

  • Сами соблюдайте спокойствие, когда укладываете малыша. Учитывая, насколько близко малютка прижимается к маме, её спокойное сердцебиение и дыхание могут успокоить карапуза лучше любой колыбельной. Можно подышать в такт с ребёнком на протяжении 1–2 минут. Это тоже может его успокоить.
  • Правильно угадывайте, когда ребёнка можно укладывать. Например, если малютка долго играл, после чего начинает капризничать, значит, он хочет спать. Если же ребёнок не хочет засыпать в отведённое время, возможно, будет разумнее укладывать его попозже.

Груднички хорошо чувствуют состояние мамы, и если она неспокойна, то и им будет трудно уснуть.

Питание

Малыш всё ещё ест грудное молоко. Из него он получает все необходимые компоненты для жизни. Количество кормлений зависит от того, в каком режиме малютка привык кушать. Если по требованию, то в день количество кормлений может составлять до 10. Если ребёнок привык к режиму, то может кушать всего 5–6 раз в день, как прописано в рекомендациях.

Если ребёнок нормально развивается и набирает вес, ему не нужен прикорм. Грудное молоко может оставаться единственным продуктом питания ребёнка до полугода. Но прикорм можно вводить в возрасте от 4 до 6 месяцев.

О готовности малыша кушать что-то, помимо маминого молока, свидетельствует:

  • заинтересованность ребёнка во взрослой пище;
  • то, что он не выталкивает прикорм, если тот попадает в ротик;
  • то, что он удвоил вес после рождения;
  • появление первых зубов.

Если же младенец находится на искусственном питании, ситуация немного другая. Дети уже не могут питаться только смесями, поскольку они не дают им нужного количества микроэлементов. Это связано с особенностями формирования пищеварительной системы:

  • усиление секреции соляной кислоты;
  • формирование кишечного иммунитета;
  • увеличение активности ферментов.

Детям-искусственникам становится мало того, что может предложить искусственная смесь, поэтому прикорм для них уже необходимость. Им не хватает белков, минеральных солей и витаминов. В рацион можно вводить разбавленные соки, каши и овощные пюре.

В сутки малыши должны съесть около 900–1000 мл смеси. За один раз – 150–170 мл. Новый продукт дают во время второго прикорма, но не больше 100 г.

Массаж для укрепления здоровья ребёнка

Четырёхмесячный малыш нуждается в ежедневном массаже. Но его нужно делать правильно, чтобы не перегрузить мышцы ребёнка и дать им достаточно поработать. Грубо обращаться с ребёнком тоже нельзя. Прикосновения должны быть мягкими, но уверенными.

Занятия следует проводить минимум через час после приёма пищи. Иначе могут быть неприятные последствия. А перед тем как приступить к массажу, руки нужно смазать персиковым маслом или кремом.

Массаж проводится сверху вниз:

  • шея;
  • спина;
  • ягодички;
  • ноги;
  • руки и грудь.

А теперь подробнее рассмотрим, как это делать:

  • Малыш должен лежать на животике. Слегка погладьте шейку и плечики. Чтобы не травмировать кроху, можно использовать указательный палец. Дальше промассируйте позвонки от головки до спины. Сделайте это 5–7 раз.
  • Спину поглаживайте от ягодичек к плечам 5–7 раз. Позвоночник лучше не трогать. Погладив спинку, проведите ребром ладони по пройденным линиям, слегка разминая спинку. Закончите парой лёгких поглаживаний.
  • Ягодички массируются, как и спинка. Здесь можно приложить больше усилий.

  • Ноги массируются снизу вверх, к ягодицам. Причём сначала массируется одна ножка, а потом — другая.
  • Грудную клетку гладят подушечками пальцев, животик массируют по часовой стрелке вокруг пупка. Со второго круга можно слегка пощипывать животик.

Массаж рук делается от ладошек к плечам. Лёгкие пощипывания тоже допускаются. Но если ребёнку они не нравятся, можно от них отказаться или делать их более нежно.

Уход

Четвёртый месяц жизни всё ещё то время, когда малышам нужен тщательный уход. Например, как только ребёнок проснётся, ему нужно протереть глазки ватным тампоном, смоченным тёплой водой.

Ушки и носик тоже нужно регулярно чистить, используя ватные палочки и жгутики.

Чтобы малютки не травмировали себя, нужно вовремя обрезать им ногти. Для этого используются специальные щипчики. А если малыш слишком активный, заниматься этой процедурой желательно, пока он спит.

В этом возрасте у ребёнка могут начать прорезываться зубки. Он станет беспокойным и капризным. Начнёт тянуть в рот всё, что видит. Желательно приобрести ему специальные игрушки, которые можно грызть. Они размягчат десны и избавят от лишней боли.

Чтобы не возникало опрелостей, пусть ребёнок хотя бы 15 минут побудет без подгузников и ползунков. Кстати, меняя подгузник, кроху обязательно нужно каждый раз подмывать под проточной водой. Если такой возможности нет, можно использовать специальные салфетки с антисептическим эффектом.

Обычные памперсы можно чередовать с марлевыми подгузниками. Малыша желательно обрабатывать специальными тальками, которые также предотвращают появление различных опрелостей и пр.

Одежду ребёнка можно стирать только специальным порошком или мылом.

Осторожнее с опрелостями! Риск их появления особенно велик в жаркую погоду, поэтому, если температура выше 25 градусов, желательно в дневное время отказаться от памперса, надевая его только на ночь. И покупайте памперсы исключительно подходящего размера.

Эмоциональная и социальная сферы

В четырёхмесячном возрасте дети начинают активно развивать эмоциональную сферу. Они становятся более любопытными и с удовольствием идут на контакт со взрослыми, даже если те им пока плохо знакомы.

Ребёнок старается привлекать к себе внимание гулением и другими доступными эмоциональными проявлениями. Он не хочет ждать, когда с ним поговорят, а сам активно требует внимания.

Реагирует на новые вещи и людей. Старается больше времени проводить в вертикальном положении, поэтому часто просится на руки. Так ему лучше видна окружающая обстановка.

Что касается общения с людьми, которые крохе незнакомы, чтобы привыкнуть к ним, ему нужно время. У ребёнка в основном задействована краткосрочная память, поэтому он лучше запоминает родителей, которых он видит несколько десятков раз в день, чем бабушку, приезжающую раз в месяц. Особенность общения с незнакомыми людьми – насторожённость.

У малыша появляется такой социально значимый элемент, как осознанная улыбка. Кроме того, малютка может произносить некоторые звуки. Пока он их только имитирует и в основном использует губные звуки, которые ему проще произносить из-за того, что при грудном вскармливании мышцы его губ уже натренированы.

Это эмоциональный период, любопытный как для родителей, так и для детей.


Физическая активность

В 4 месяца развитие ребёнка заметно не только в его эмоциональной сфере. Много чего происходит и в физическом развитии. Для того чтобы этот этап прошёл для малыша наиболее продуктивно, нужно знать особенности развития малютки и побольше с ним заниматься.

Захват предметов

Ребёнок всё больше учится управляться со своими ручками. Проявляется это следующим образом:

  • когда мама его кормит, может захватывать бутылочку или грудь;
  • если получает прикорм, пытается отбирать ложку и удерживать её в руке;
  • лёжа в кроватке, протягивает руки к предметам, находящимся поблизости, и крепко сжимает их, пытаясь притянуть к себе;
  • относительно уверенно держит небольшие погремушки и может трясти ими, чтобы получить звук.

Эти реакции уже вполне осознанные. Ребёнок держит предмет по собственной воле, а не потому, что это его рефлекторная реакция.

Первые игры

Четырёхмесячного ребёнка нежелательно вовлекать в сложные игры. Он их не поймёт, а родители только потеряют время. Другое дело — попытаться сыграть с малюткой в простые игры. Одной из самых популярных считается игра «ку-ку».

Играть в неё очень просто. Станьте возле малыша так, чтобы он вас видел. Теперь спрячьте лицо в ладонях. Через несколько секунд откройте лицо и скажите: «Ку-ку». Ребёнок обрадуется, вновь увидев родное лицо.

Давайте малышу играть с погремушками, приближая и отдаляя их от него. Это позволит ребёнку лучше ориентироваться в пространстве, понимая, откуда идёт звук.

Ещё один интересный вариант игры — вложить в ручку малыша игрушку и пытаться её у него забрать. Такие перетягивания помогут крохе быстрее освоить произвольные движения и усилят хватку.

Перевороты

Ребёнку в 4 месяца вполне удаётся переворачиваться со спины на животик и на бок. Когда малыши переворачиваются на животик, они могут даже делать попытки передвигаться, становясь на четвереньки. Конечно, на это готовы не все дети.

Поскольку малыш уже активно переворачивается, оставлять его одного на диване или кровати ни в коем случае нельзя. Ребёнок может перекатиться и случайно упасть. Чтобы этого избежать, нужно оградить место, где он лежит, разными препятствиями, например, подушками. А лучше всего оставлять ребёнка в кровати с бортами или манеже.

Стимулирование комплекса оживления

Комплекс оживления у ребёнка начинает проявляться ориентировочно в два месяца. На 4 месяце жизни малыш уже более осознанно проявляет свои эмоции, а комплекс оживления становится не таким выраженным. Но это не значит что-то плохое. Малыш уже больше понимает, поэтому его реакция становится нерефлекторной.

Простимулировать ребёнка можно, обращаясь к нему по имени. Улыбайтесь малышу, играйте с ним погремушками и другими любимыми его игрушками. Старайтесь, чтобы ваше лицо было в поле зрения малютки. Выражайте разные эмоции, почаще улыбайтесь в присутствии ребёнка.

Можно взять пёрышко и легонько водить им по ножкам, ручкам, животику. Тормошите малютку, берите его на руки и т. п. Тактильный контакт очень важен для ребёнка в этом возрасте.

Игры с мячом

С грудничком нужно заниматься. Очень популярный и эффективный способ развивать ребёнка — использовать фитбол. По сути, это катание на большом мяче. Ребёнка нужно положить на него животиком и, придерживая, катать на нём.

Мяч слегка пружинит, что также понравится крохе. Фитбол можно слегка покачивать, чтобы ребёнку было проще развивать все мышцы. Тельце ребёнка станет более тренированным и крепким.

Малыш может заниматься на фитболе, лёжа на спине. Он должен лежать удобно, а мяч нужно катать вперед–назад и вправо–влево. Так можно укрепить мышцы спины ребёнка.

От мяча можно отталкиваться. Для этого малыша нужно поддерживать за туловище и ягодицы. Поставьте ребёнка на мяч и подождите, пока он не начнёт отталкивать его ножками. Он должен сделать это несколько раз.

Подготовка к ползанию

Дети пробуют вставать на четвереньки в 4–5 месяцев. Сами ползать они начинают ориентировочно в полгода, а до этого нужно начинать усиленные тренировки. Для этого используются следующие упражнения:

  1. Положите ребёнка на животик. Он должен опереться на ручки и слегка приподняться. Чтобы малыш удерживал корпус, под его грудь подложите валик. Покажите ребёнку игрушку, которая ему нравится. Он будет поднимать голову, что укрепит мышцы его шеи и плеч.
  2. Положите кроху животиком вниз. Опершись на руки, он приподнимется. Его ножки нужно передвинуть под животик. Тогда ребёнок сможет понять, как он должен передвигаться. Выполнять это упражнение нужно на ровной твёрдой поверхности.
  3. Под грудь ребёнка подложите небольшую подушку, которая приподнимет малыша так, будто он стал на четвереньки. Подушка поддержит малютку в этом положении.
  4. Под животик ребёнка подкладывают простынку и приподнимают её вместе с крохой. В это время второй человек показывает ребёнку, как передвигать ножки и ручки. Такое упражнение очень нравится детям, но выполнять его нужно с осторожностью.

Кстати, чтобы малышу было легче понять, чего от него требуют, можно проползти вместе с ним. Заодно повеселите кроху.

Зрение

Малыш успел запомнить лица значимых для него людей из ближайшего окружения. В 4 месяца он запросто может их узнать. Очень любит смотреть на разноцветные или яркие предметы. Начинает различать больше цветов, например, жёлтый, красный, синий. Интересно, что как раз к четвёртому месяцу жизни у малыша проявляется истинный цвет глаз.

Хорошо различает предметы, которые находятся на расстоянии 20–30 см. Малыш сосредотачивается на предметах и даже может прослеживать их взглядом. Хорошо работает глазомер, так что ребёнок может определять, далеко или близко от него предмет.

В это время можно начинать знакомить кроху с окружающим миром при помощи картинок из серии «Мир на ладошке».


Слух

Слух малыша пока только развивается, но он уже может различать голоса и понимает, что с ним говорит мама или папа. Определяет направление звука и может попытаться сам создавать звуки, шевеля погремушкой. Может подолгу прислушиваться к звукам в доме. Для тренировки слуха можно включать музыку.


Развитие речи

В четыре месяца у грудничка продолжает формироваться речь. Пока это только зачатки настоящей речи, но уже понятно, что ребёнок будет разговаривать. Издаваемые им звуки носят гортанный характер. Малыш может подолгу «пропевать» один или два звука. Кричит просто для того, чтобы послушать свой голос. Произносит звуки вроде «ба», «ма». С этого возраста можно начинать заниматься развитием речи малыша, используя игровые обучающие материалы из комплекса «Говорим с пелёнок».

Когда стоит беспокоиться

Если малыш в свои 4 месяца не умеет чего-то делать, возможно, нет повода для беспокойства. Но если отставание серьёзное, нужно обратиться к врачу. Насторожить должны такие факты:

  • ребёнок не может самостоятельно приподнять головку или удержать её;
  • не может перевернуться;
  • лёжа на животике, не способен приподняться на предплечьях;
  • не выказывает реакции на резкие звуки;
  • не может держать игрушку и не пытается её хватать;
  • нет и не было комплекса оживления;
  • сохраняет рефлексы, от которых должен был уже избавиться.

Если заметили один или несколько признаков, лучше при следующем медобследовании обратить на это внимание врача. Хотя, возможно, это просто индивидуальный темп развития.

Четвёртый месяц — ответственный период для ребёнка. Он уже отходит от рефлексов новорождённого, приобретает новые навыки. Малыш начинает узнавать себя в зеркале и давно различает, кто его мама. Он обожает тактильный контакт и любит сидеть на руках у взрослых: так ему намного больше видно. Пока ребёнок не умеет ползать и ходить, но он активно этому учится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *